Социологический клуб ГОРОД
О клубе

Прикладные исследования

Семинары

Проекты

Летняя социологическая полевая практика

Выездные школы

Новая школа социологии

Горожане

Публикации

Библиотека

Ссылки

Форум

Контакты





Почта

Подписка Subscribe.Ru


Как "готовят" социологическое исследование и с чем его "едят".

 

Мониторинг - это один из проектов, реализуемых Социологическим Клубом "Город". Существуют и другие. Но у всех них есть нечто общее. Все они - социологические исследования в рамках вуза, призванные решить определенные проблемы, волнующие администрацию и студентов Вышки. Что такое социологическое исследование? Как оно готовится и проводится? Что делают с результатами исследований? Эти и многие другие вопросы, так часто Вами, участниками опросов, требуют ответа.

Вопрос: Как возникает идея исследования?

Ответ: На самом деле, по-разному. Зачастую происходит это следующим образом: звонит заказчик и за минуту рассказывает, что за исследование он хочет. При этом людей он хочет опросить много, и результаты он хочет получить очень скоро. Иногда заказчики не могут четко объяснить "где у них болит", и исследователю самому приходится определять, что же именно исследовать, т.е. в каком месте "лечить". Кто бы ни являлся инициатором исследования, посторонний заказчик или сам исследователь, идея социологического исследования - это всегда существование проблемы. Поскольку объект наших исследований - это вы, студенты Вышки, а мы тоже ее студенты, то нам в этом плане легче. Наши проблемы - ваши проблемы. Мы видим и знаем о ваших проблемах не понаслышке. Поэтому идеи рождаются из нашей каждодневной студенческой жизни.

Вопрос: А как дальше все происходит?

Ответ: Дальше назначается руководитель исследования, который начинает отвечать за все происходящее и непроисходящее своей головой. Он набирает команду из нескольких человек (это отнюдь не произвольный набор), и все вместе они начинают активно работать. Сначала пишется проект исследования, который должен быть одобрен заказчиком. Затем следует целая череда обязательных документов, таких как, программа исследования, инструментарий (анкета, гайд интервью), смета, план реализации проекта. В Мониторинге, например, одним из важнейших документов был "Проект по представлению результатов исследования". Как только готов первоначальный вариант документов, он относится заказчику. Заказчик, если он достаточно компетентен, просматривает все то, что ему принесли, и вносит свои замечания. Иногда действительно необходимо сильно дорабатывать весь инструментарий (анкету или гайд), так как он, бывает, не годится для решения поставленных проблем. Если повезет, то со второго раза анкеты/гайд будут приняты. На все про все у профессионалов уходит менее недели. У непрофессионалов - около месяца...

Вопрос: А как Вы определяете, соответствует ли анкета тому, что вы хотите изучить?

Ответ: Для этого существует такая процедура как пилотаж (не связывать с самолетами, ангарами, стюардессами). Пилотаж - это когда ты просишь респондента (опрашиваемого) заполнить свою анкету или ответить на вопросы из твоего гайда, а потом еще и сказать, хорошая эта анкета или нет. Обычно пилотаж проводится в 3-4 этапа: сначала ты спрашиваешь у того, кого в последующем будешь опрашивать, как он понимает отдельные слова, потом задаешь вопросы с этими словами, потом просишь заполнить анкету, где есть эти вопросы со словами. В общем, настоящий дом, который построил Джек.

Вопрос: А что потом?

Ответ: А потом опрос... Самая сложная, ответственная и нелюбимая часть исследования. Сложная - потому что люди не хотят отвечать на вопросы, боятся на них отвечать, и нужно каждого убедить, что информация будет использована только в обобщенном виде, не будет использована против них и т.д. К тому же не всем людям верят, встает еще и проблема интервьюеров... Опрос - это не только (и не столько) наше с вами общение: социолога и респондента. Если говорить о наших исследованиях для администрации и руководства ГУ-ВШЭ, то наш с вами диалог - это, фактически, ваше обращение к ним. От того, КАК вы сформулируете свои мысли, насколько ЧЕСТНЫМИ будете при ответах на вопросы, зависит то, КАК и ЧТО услышит руководство вуза. И это не пустые слова. За каждым словом анкеты стоит руководство вуза. Это ЕГО вопросы. Это ОНО вас спрашивает. А вы ЕМУ отвечаете. Всегда старайтесь помнить об этом. Тогда и ответы от него вы получите именно такие, какие ждете.

Вопрос: Многие считают, что исследование заканчивается на этапе сбора анкет. Это так?

Ответ: Если бы это было так, социологи были бы самыми счастливыми людьми на свете, потому что дальше начинается самая ответственная часть: кодировка полученной информации. Все ответы кодируются с помощью определенных символов (чаще всего цифр) и вводятся в компьютер, чтобы обрабатывать их дальше. Раньше с анкетами работали вручную: вручную считали, сколько ответили "да" на такой-то вопрос, сколько ответили здесь - "да", а в другом вопросе "затрудняюсь ответить" и так далее. Теперь есть специальные статистические пакеты (самый популярный, например, SPSS)

Вопрос: А потом?

Ответ: Потом начинается долгая песня под названием "анализ собранной информации" и написание отчета. Долгая, потому иногда встает вопрос, что же именно считать, какие именно проценты. Хорошим считается тот исследователь, который заранее знает, что именно он должен представить в отчете. Поэтому перед тем, как приступить к расчетам, необходимо продумать до мелочей, что будет в итоге: создать структуру будущего отчета; определить, какие таблицы и графики должны быть в отчете, и т.д.

Вопрос: Как и где тот, кого опрашивали, может узнать результаты исследования?

Ответ: Чаще всего респондент не может этого сделать. Дело в том, что все права на исследование после того, как сдан отчет, переходят заказчику этого исследования. Поэтому респондент не может добраться до этих результатов. Но бывают случаи, когда заказчик разрешает распространять результаты своего исследования. Так, например, было и будет с "Портретом первокурсника 2001", с "Мониторингом студенческой жизни ГУ-ВШЭ" и многими исследованиями, проводимыми нами в ГУ-ВШЭ. Чтобы узнать результаты исследования, лучше всего обращаться либо к заказчику, либо к исследователю. Они точно скажут, где можно найти результаты, если их можно найти.

Вопрос: Кто в ГУ-ВШЭ проводит исследования?

Ответ: Это зависит от специфики исследования. Раньше, да и сейчас, каждый год второй курс социологии опрашивал практически весь вуз на предмет самых разных проблем, как касающихся Университета, так и совершенно отвлеченных. Но, к сожалению, эти исследования не доходили до ректората, ученого совета. Просто в силу того, что они были учебными. Кроме того, есть Лаборатория социологических исследований под руководством А.А. Сусоколова, которая проводит хорошо известное нам исследование - рейтинги преподавателей/предметов. Еще есть мы, СК "Город", проводящий ряд внутривузовских исследований на различные темы. Многие из них затрагивают довольно серьезные проблемы, волнующие как администрацию вуза, так и студентов, поэтому они будут проходить регулярно.

Вопрос: А зачем нужны все эти исследования?

Ответ: Будете смеяться, но в нашем вузе, который весь из себя такой информационный: занимается проектом "Электронная Россия", проводит львиную долю исследований, заказываемых государством (не только социологических исследований) - в нем не хватает информации о своих студентах, о своих преподавателях, о своих проблемах. Все исследования, которые проводятся, призваны хоть в какой-то мере ответить на существующие вопросы. В частности наши "городские" исследования, решают ту же самую проблему.

Юлия Шувалова, Анна Филимонова и Екатерина Горбунова.


Наша земля: Москва, 125319, Кочновский пр., 3, комната 19.
Наш телефон: 8-915-362-64-78, 8-903-143-07-73, 8-926-653-48-62.
Наша почта: gvk@gorod.org.ru.

© Социологический клуб ГОРОД, 2000-2006. Дизайн - Влад Тихомиров.
О сайте