Социологический клуб ГОРОД
О клубе

Прикладные исследования

Семинары

Проекты

Летняя социологическая полевая практика

Выездные школы

Новая школа социологии

Горожане

Публикации

Библиотека

Ссылки

Форум

Контакты





Почта

Подписка Subscribe.Ru


Что такое социологическое исследование?

 

Социологическое исследование - это перевод в одну сторону. Что я под этим понимаю? Под этим я понимаю, что есть две группы (например, студенты и руководство ВУЗа) и одна из них хочет услышать о другой, причем правду.

Предполагается, что сами представители этой группы не понимают языка другой, и не имеют возможности говорить с группой. Задача социолога - услышать голос группы и адекватно перевести сказанное на язык другой (группы).

Если так, то, в каком случае возможно социологическое исследование?

Только в том, если существует диалог и на определенный фрагмент текста данного одной группой - следует ответ другой. Если нет, через некоторое время первая группа (высказывавшаяся), как правило, замолкает.

"Некоторое время" ее можно "просить" к разговору, представляя ей вариант перевода того, что она сказала на язык другой группы (например, демонстрировать на сайте отчет об исследовании).

Какова в этом случае, ситуация социолога?

Он - крайний с двух сторон. Если не складывается диалог между двумя группами (например, одна не отвечает), то члены каждой начинают думать, что социолог - это представитель противоположной.

Собственно тогда ему и "высказывают все претензии". Говорящий, при этом чувствует себя наконец-то услышанным, самореализовавшимся и необыкновенно умным. После этого обе стороны соглашаются продолжать, и процесс повторяется.

Исходя из вышесказанного, какова судьба результатов социологического исследования?

Варианта два: либо запрашивавшая группа как-то отвечает, либо нет.

В первом случае, диалог имеет шанс состояться, во втором, социолог от нервного перенапряжения начнет пить или напишет книжку (чтобы создать еще один шанс для диалога). В любом из этих случаев, вариант "перевода" можно увидеть на этом сайте. Если вторая группа пожелает ответить, мы будем рады сообщить об этом.

Исходя из вышесказанного, понятно, зачем нужны исследования СК "Город".

Они нужны для решения следующих двух задач.

  1. Позволить администрации ГУ-ВШЭ (группа 2) услышать студентов ГУ-ВШЭ (группа 1),
  2. Позволить собрать голоса студентов в голос студентов и тем самым обеспечить возможность ответа и диалога между указанными группами.

Неужели нельзя обойтись без социологов, и по какой причине?

Обойтись можно, но представьте, что существует некоторое ограничение какого-либо ресурса. Например, в определенный период времени, в организации могут быть приняты "К" решений и не больше. Сразу возникает вопрос выбора, - "какие решения принимать, чьи проблемы решать". Один из вероятных вариантов ответа - "большинства", или - "самых умных", или - "самых старых"… Социолог и призван сказать, кто же эти большинство, умные или старые и чего они хотят, где у них проблема. Социолог, в данном случае, только и утверждает, что таких-то - большинство, эти - умные, те - старые…

И еще пытается настаивать на том, что его утверждения обоснованы (релевантны, валидны, надежны, репрезентативны…).

По сути, выбор между социологией и не-социологией - это решение вопроса о том, насколько и как обоснована чья-то просьба, насколько ей можно верить.

И что, неужели социология - это лучший вариант, лучшее обоснование?

Здесь два момента. С одной стороны, раз мы проводим социологические исследования, то тем самым мы как будто утверждаем, что, действительно, социологи - это лучшее и наиболее обоснованное. С другой стороны, мы готовы обсуждать любые предложения, критику, комментарии по поводу обоснованности социологических выводов и адекватности социологического метода.

Со своей стороны, мы пытаемся это делать в рамке, например, семинаров.

Иван Забаев
Первый председатель СК "Город"


Наша земля: Москва, 125319, Кочновский пр., 3, комната 19.
Наш телефон: 8-915-362-64-78, 8-903-143-07-73, 8-926-653-48-62.
Наша почта: gvk@gorod.org.ru.

© Социологический клуб ГОРОД, 2000-2006. Дизайн - Влад Тихомиров.
О сайте